/////////////////
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ "НИВЫ" //////////////////
До
сих пор тюнинг «Нивы», да и вообще «Жигулей»
как-то обходили стороной. Если побродить по
интернету, то практически везде на эту тему
пишется одно и то же: спойлеры, накладки,
распредвалы. Глубокие изменения на этой
машине делаются редко – контингент не тот.
Лишь изредка кто-то напишет, что можно и
дизель французский поставить, и
кондиционер, и гидроусилитель. О последнем
сейчас и пойдёт речь.
Давно уже сотрудничая с
фирмой “Zahnradfabrik” (сокращённо – ZF)
мы как-то приобрели у неё комплект
гидроусилителя руля для «Нивы». Комплект «сделай
сам» был собран тольятинской фирмой «Спец-авто»
и включал в себя практически все детали,
необходимые для установки ГУРа на
автомобиль. Наконец, спустя некоторое время
представился случай применить его на
практике. Для начала провели ревизию
комплектующих и выяснили следующее:
1.
Кронштейн насоса изготовлен достаточно
качественно и не вызвал затруднений при
установке. Конструкция надёжная, а насос
встаёт в очень удобное для обслуживания
место – слева от двигателя. При установке
необходимо просверлить отверстие в блоке,
заменить шпильки на блоке цилиндров более
длинными болтами, а блок катушек зажигания (двигатель
был впрысковым) сдвинуть немного назад.
2.
Шкивы коленвала и насоса выполнены на
том же уровне, первый даже
предусмотрительно снабжён новым более
длинным крепёжным болтом. Единственно, что
не было учтено, так это впрысковый вариант
двигателя – из-за появившейся гребёнки
датчика начала отсчёта пришлось наваривать
на оба шкива 5-милиметровые проставки, что
затруднительно для слабо оснащённых
мастерских, а уж тем более гаражей – их ведь
нужно ещё где-то и изготовить.
3.
Шланги гидроусилителя зарубежного
производства сразу же заменили на
отечественные – это уже традиция. Нет,
претензий к ним нет, кроме того, что они
очень дорогие. Поэтому имеет смысл сразу
отказаться от них в комплектации.
Существует мнение, что импортные шланги
снижают шум от гидроусилителя, но в
конкретном случае для «Нивы» вряд ли кто
всерьез подбирал длину и конфигурацию,
поэтому каких-то отличий вряд ли добъёшся –
только время потеряешь.
4.
Масляный бачок с фильтром –
стандартный «ЗэтЭфовский» то же неплохо
заменить на отечественный. Во-первых он,
опять же, дешевле, во-вторых через
полупрозрачный полиэтиленовый корпус
хорошо виден уровень масла (нет
необходимости отворачивать крышку), в-третьих
более тонкий бумажный фильтр более
подходит для наших условий эксплуатации,
чем грубый немецкий.
5.
Болты крепления механизма, входящие в
комплект, оказались короче чем требовалось.
Пришлось изготовить новые.
6.
Кронштейн масляного бачка то же
пришлось переделать – мы сделали его
заодно с кронштейном насоса. Это позволило
сократить длину всасывающей магистрали до
минимума, что благоприятно отразится на
работе ГУРа в зимнее время. Да и
расположение маслозаливной горловины
оказалось довольно удачным.
Самым сложным в установке
оказалась доработка щитка передка. Как и на
«Волге» «ЗэтЭфовский» механизм не убрался
в отведённое ему место и часть его, после
доработки щитка «болгаркой», оказалась
внутри салона. Кронштейн педалей то же
пришлось дорабатывать. Здесь очень важно
качественно загерметизировать
образовавшиеся щели в щитке вокруг
механизма, иначе через них начнёт поступать
и влага и холодный воздух – тогда
удовольствия от установленного ГУРа будет
значительно меньше.
Наконец после недолгих работ
по сборке, подключению и прокачке
гидроусилителя мы провели небольшие
испытания и сделали следующие выводы:
- Руль стал значительно легче, но
крутить его одной рукой при резком
маневрировании всё ещё достаточно сложно.
Хотелось бы иметь распределитель с более
комфортной характеристикой. Впрочем,
владельцы «Нив» были и так в восторге.
Зато при движении на большой скорости
отрицательных черт от гидроусилителя не
чувствуется – обратная связь «дорога-водитель»
сохранилась на прежнем уровне.
- Шум от работы гидроусилителя на
удивление низкий, даже несмотря на то, что
машина без шумоизоляции, а
распределитель наполовину находится в
салоне. Насос при работающем двигателе
едва слышен, но это, видимо, свойство
конкретного экземпляра, по своему опыту
знаю, что попадаются довольно шумные
образцы.
- Угол поворота управляемых колёс
несколько снизился, но это
компенсируется лёгкостью маневрирования.
Если же этот аспект кого-то не устроит, то
можно порекомендовать заменить штатную
трапецию на вариант, специально
разработанный под гидроусилитель, такую
трапецию можно отыскать где-нибудь в
Тольятти.
Maltzev@mail.ru
|