/////////////////
ГИДРОУСИЛИТЕЛИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ////////////////
(обзор
конструкций для автомобиля "Волга")
Гидроусилитель рулевого
управления в настоящее время прочно вошёл в
«джентельменский набор» всех
нижегородских тюнинговых компаний. А
началось, наверное всё с «Чайки» - её
предшественник ГАЗ-12 «ЗИМ» был довольно
тяжёлым и, по тем временам, очень
быстроходным автомобилем. Удержать этого «мастодонта»
на дороге при проколе шины было почти
невозможно и сервопривод потребовался в 1-ую
очередь не в целях обеспечения комфортной
езды а именно по требованиям безопасности.
Конечно «Чайка» не первый автомобиль в
России, который стал оснащаться такой
конструкцией рулевого управления, но
именно благодаря этому автомобилю многие
технические решения в дальнейшем «снисходили»
до массового покупателя. Вдоволь
намучившись с автоматической коробкой
передач на 21-ой «Волге» конструктора ГАЗа
решили продвигать ГУР (общепринятая на ГАЗе
аббревиатура гидроусилителя) в массы.
Правда в начале эти массы ограничивались
гаражами ЦК, да и «Волги» с ГУРами были не
совсем обычными – «чайковский» двигатель,
«чайковская» коробка-«автомат», «чайковский»
мост, даже «баранка» - и та «чайковская», как
две капли воды похожая на ту, что стояла в те
времена на «мерседесах» S-класса. В середине 90-х
производство комплектующих для ГУРа было
решено передать на завод «Автогидроусилитель»
в Белоруссии и машины с сервоприводом руля
стали сходить с конвейера серийно. Помимо
архаичной довоенной конструкции с
распределителем т.н. осевого типа этот
сервопривод имел ещё один существенный
недостаток – он не работал! Иногда руль
было не свернуть, иногда он вращался сам
собой, зависимость усилия на руле от
сопротивления повороту была просто
непредсказуемой. Спустя пару месяцев
решили от такого руля отказаться и
конструкторы стали экспериментировать с
более новыми конструкциями.
К тому времени на горизонте
появилась небольшая фирма “Crowford Hill
Int.”
которая стала активно продвигать на рынке
продукцию английских автостроителей, а
именно - хорошо известный сегодня
двухлитровый двигатель Rover
20T4
и вкупе с ним гидроусилитель рулевого
управления «Adwest».
“Adwest”,
как впрочем и “Rover”,
были довольно залежалым товаром, но для
России с её «Волгой» и это было «супер».
Установщики этого комплекта росли в Нижнем
как грибы после дождя, всякая уважающая
себя фирма по крайней мере предлагала в
своём прайсе «Волгу» с английскими
агрегатами. Но вернёмся к гидроусилителю.
Конструкция “Adwest”
восходила к 60-м годам и предназначалась для
«Ягуаров» тех лет. «Чисто английский»
подход подразумевал оригинальность во всём,
даже в уплотнениях и резьбах, при повороте
руля до упора гидронасос начинал жалобно
стрекотать, а в некоторых случаях
появлялись и другие посторонние шумы,
идущие от механизма и шлангов. Но всё это
были мелочи, ведь эта штуковина работала,
люди начинали привыкать к гидроусилителю и
с неохотой пересаживались в машину без него.
По ряду причин ГАЗ не пожелал работать с «Адвестом»
и срочно стал искать отечественного
поставщика. Таких оказалось два: нижегородский
завод «Гидромаш» и уже известный нам «Автогидроусилитель».
Если первый решил наладить производство
конструкции разработанной на ГАЗе (расчитанной
на минимальные затраты при подготовке
производства), то второй предложил
собственный вариант механизма т.н.
интегрального типа с заложенными в нём
современными, порой довольно оригинальными,
решениями. И не прогадал. После
продолжительных работ по доводке «Гидромашу»
сказали «извините», а белорусы на базе «волговского»
варианта разработали целое семейство рулей
для УАЗа, «Соболя» и «Атамана», которые
стали устанавливаться серийно.
Но, не было бы тюнинга, если
бы этим всё закончилось. Тем более, что
белорусский вариант далеко не идеал. На
смену престарелым «Адвестам» и «сопливым»
«гидроумацнялникам» (кажется так на
белорусский переводится гидроусилитель)
пришли довольно известные и уважаемые в
мире изготовители. Появился ZF
8054, тот самый механизм, что когда-то (не так
давно) устанавливался на «семёрки» BMW.
Нельзя сказать, что с немецким ГУРом от Zahnradfabrik
«Волга» уподобилась знаменитому «баварцу»,
но с его появлением «Adwest»
как-то потихоньку сошёл с дистанции и
сейчас практически не предлагается.
Немецкая конструкция довольно проста, без
излишних наворотов и изысков,
шариковинтовая передача в механизме с
потоянным передаточным отношением,
распределитель, сконструированный давным-давно
австралийским изобретателем Бишопом, имеет
характеристику не зависящую от скорости
движения автомобиля, насос лопастного типа
имеет минимум деталей – всё просто и
качественно, до наворотов по части
управления наш рынок, видимо, пока не дорос.
Пока…
Maltzev@mail.ru
|